четверг, 6 июня 2013 г.

Штатные (и не только штатные) головные устройства ч.2.


Вlaupunkt Bremen MP78



Задача: доработать только линейки.
Все таки характер звука хоть и похож на MP76 - но немного другой... басики-то у 78 просветлённые. Сказать где лучше - затрудняюсь... надо послушать подольше, да и сравнивать лучше напрямую...


Смотрим плату:





Построение выхода ну очень похоже на МР76. Ввиду длинного пути дорожек аналогового сигнала после ЦАПа (ST 8928909289 BCG AA07 VG) до ОУ, которые пересекают почти всю плату - заниматься чисткой питания (заменой электролитов в цифровой части головы) совершенно бесполезно. Поэтому займемся только общим питанием и питанием вокруг ОУ линейных выходов.





Меняем ОУ на OPA4134 и NE5532. Сразу займемся отрицательным напряжением, сделанном на LMC7660. Задача, чтобы на ОУ поступало не менее минус 3,4 вольта. На пути стоят резисторы (образующие RC фильтр) - 10 Ом, 10 Ом и 22 Ом. Меняем их на 1 Ом, 4,7 Ом и 10 Ом. Получаем отрицательное напряжение на ножках ОУ: -3,53 вольта.
На фото эти резисторы обведены жёлтыми овалами. Синими галками отмечены замененные электролиты по плюсу и минусу питания ОУ.





Красными овалами отмечены разделительные кеамические конденсаторы после ЦАПа.. в стоке их номинал 220 нФ.
Меняем на пленку Hitano и Wima.





Разделительные конденсаторы 22,0 мкФ*16 вольт меняем на Симик2 того-же номинала.




После прогрева: верх и середина раскрылись, а вот с низами не так как хотелось-бы.. но все равно лучше, чем было в стоке.
Получается с этой головой надо использовать достаточно басистые миды...ну и , естественно, соответствующий под их мощность басистый усилитель.


 BECKER GRAND PRIX BE7995.



 Немного о BECKER GRAND PRIX BE7995.
Схемы нет, но построение аудиотракта примерно одинаковое.
ЦАП на АКМ4351VT, затем аудиопроцессор (АП) TDA7342, сабовый и фронт/тыл предварительные усилители.
Громкость здесь регулируется в самом АП.
Как видно на фото - плата выполнена по SMD технологии, с вытекающей отсюда проблемой в виде электролитов SMD и керамических разделительных конденсаторов. :(
Поэтому первым делом сразу поменял разделительные после ЦАП (Elna Cerafine) и на питание поставил 47 мкФ.
 





Даташита на ЦАП не нашел, но звучит лучше, чем CS4331 в головах 47ХХ серии - явно больше послезвучий.

Идем дальше. Задача: доработать только канал фронта и саба.

Было:



 Стало:


 Электролиты SMD, которые стоят по питанию (тип CFC) не трогаем, они хорошие.
Сабовую ОУ меняем на 4580, фронт/тыл на ОРА4227.
Между ногами АП 2,3 и 15,16 ставим 10 мкФ, на 29 ногу ставим 10 мкФ, перед 6 и 12 ногами АП поставил пленочный WIMA 0,47 мкФ, на 4 и 9 ноги (Loudness) поставил конденсаторы номиналом 220 нФ (чтобы при включении тонкомпенсации начало подъема по низким начиналась не с килогерца, а с 300-350 Гц), как междукаскадный в сабовом канале ставим неполярный Nichicon Muse ES 22 мкФ.... конденсаторы устанавливаем по питанию в основном Elna, как разделительные на фронт - Nippon Chemi SRA.

Делаем замену конденсаторов по питанию и блокировку:


 На питание ставим Elna Silmic ROS 220 мкФ и блокируем 0,1 мкФ NPO, ОУ 4227 блокируем по питанию пленкой 0,1 мкФ.

На этом с платой заканчиваем (перед установкой CD привода закрепляем все припаянные конденсаторы термоклеем):



 Звук порадовал - сцена стала глубокой, четко определяются КИЗ..., в стоке с этим было очень грустно.

Впереди еще надо перепаять больше 80 светодиодов, чтобы подсветка стала янтарной под мерседес...


 Новые светодиоды впаяны:



 И всего-то полтора часа, 84 светодиода.... а ведь можно было сделать и попроще. :(
Наконец все собралось и включилось:



 А было так:


















BECKER MEXICO PRO (BE4625).

 

Аппарат BECKER, модель MEXICO PRO CD4625 (номер BE4625).

Сильно греется, конкретный щелчок в динамиках при включении и выключении.....
Задача: устранить дефекты и твикнуть линейные выхода.

Начинаем: Меряем напряжение на выходе усилителя... на правом канале фронта и тыла - 5,9 вольта!
Понятно - вылетел усилитель мощности.

Разбираем.
Плата:






























Схемы у меня нет, но функциональная вполне понятная.... аудиопроцессор TDA7342, линейные выхода сделаны на ОУ ОР279, куча разделительных конденсаторов.. в основном 85 градусные Samwna стандартной серии SE высотой 5 мм. Жалко, что нет места, особенно под выходные разделительные.. придется применять малогабаритные конденсаторы.
 


 Выходной усилитель TDA8569Q и рядом по питанию стоит конденсатор 1000,0 мкФ.




 Для начала выпаиваем все выходные ОУ линейных каскадов фронта, тыла и саба, с разделительными конденсаторами и конденсаторами по питанию:



 
 вот уже все заменено (на фото есть ошибка... (я потом поменял местами конденсаторы, а сфотографировать забыл) - выход фронта находится посередине (а фронты по краям), то есть надо левый конденсатор КА3 перенести налево, сразу рядом с конденсатором, затянутым в зеленую термоусадку):
 


 Разделительные ставлю в основном малогабаритные ELNA, Nippon Chemi-Con, на тыл входные Koshin КА3, по питанию - полимерные Hitano, электролиты Sanyo... то есть заменяем все электролиты на класс выше..... по крайней мере ESR у новых разделительных кондесаторов как минимум раза в два меньше, конденсаторов по питанию - в пять раз меньше.
На фронт и тыл ставлю ОУ LM4562, на саб ОУ SA5532.
В обвязке аудиопроцессора TDA7342 меняю разделительные конденсаторы на 10 мкФ (2,3 и 15,16 ноги), CREF на 22 мкФ (29 нога) и CD GND 10 мкФ (10 нога).
В обвязке электронного регулятора громкости саба CXA1846 в половинке питания (12 нога) 1 мкФ заменил на 4,7 мкф.

Вот здесь галочками отмечены замененные элементы:



 Меняю выходной усилитель TDA8569Q (попался с маркировкой Philips) и рядом заменил конденсатор на 2700,0 мкФ.


 Результат: с линейных выходов бас стал собранный и атаку на басах теперь не надо додумывать, средние и высокие стали прозрачные и чистые. Теперь глубина сцены по крайней мере в два раза больше, чем была в стоке.

Обнаружилась проблема с регулятором громкости (CXA1846) выхода на саб... после включения головы сигнала саба отсутствует, при изменении громкости саба появляется.. но только до следующего выключения и дальше опять выхода саба нет.
Дефект устойчиво подтверждался.... уговорил владельца обойти этот регулятор громкости, так как лишние разделительные конденсаторы и сам регулятор громкости CXA1846 качества звука сабу не добавляли.
По схеме - сигналы фронта (левый и правый) проходят через регулятор громкости и смешиваются на первой половинке выходной ОУ ( в данном случае 5532), поэтому я сразу сигналы фронта через разделительные конденсаторы подал на смеситель выходной ОУ.
На фото эти конденсаторы отмечены красными галками.
 


 Для того, чтобы была возможность добавить только мидосабобасов - в регуляторе тембра басов к стоковым 100 нФ добавил сверху по 150 нФ (отмечены красными стрелочками), сместив начало подъема басов эдак со 160-180 Гц.
Теперь басы на выходе саба стали четкими и красивыми.

Да и еще: чтобы выходной УМ на TDA8569Q зря не грелся - отключил его, выпаяв 15 ножку.

BECKER INFINITY (BE7603)

Плата точно такая-же как у вышеописанной головы (BE4625).
Но нет суммированного выхода на саб.
Задача: Доработать и сделать выход на саб.

Решаем вопрос с сабом.
Допаиваем недостающие детали (красный цвет) и начинаем доработку АП (синий цвет):







В этой голове распиновка такая, что при включении на 6 ножку секции C поступает +12 вольт, поэтому подрезаем дорожку:



Продолжаем доработку линейных выходов. Устанавливаю в основном конденсаторы Hitano серий E5R и  ERS, операционные усилители - LM4562 и  5532:


 Немного выравниваем уровни сигнала от приемника и CD (на входе в АП с приемника вместо 22 кОм ставлю 33 кОм):


Теперь займемся CD приводом.
Сам ЦАП стоит именно на плате CD привода и называется этот ЦАП - TDA1549T.


Обратная сторона платы CD привода:


Дорабатываем, устанавливая в том числе и отсутствующие конденсаторы (ставлю Hitano серии ERS) :


Дорабатываем по питанию головы и усилителя:





BECKER MEXICO PRO (BE7939).

Функциональная схема очень похожа на BECKER GRAND PRIX BE7995, только все теперь сделано на SMD элементах.
Задача: сделать под Мерседес желтое свечение экрана и кнопок и немного доработать... работать будет от своего УМ.

Перепаиваем светодиоды. В прошлый раз я припаял везде одинаковые светодиоды.. собственно это не было проблемой, так как в голове есть регулировка яркости экрана, но все равно осадок остался. Здесь я уже использовал разные по яркости светодиоды, и по словам владельца всё теперь светит правильно с первого раза.


 Вот так теперь все светится:
 

Плата в стоке:


 Доработанная плата:


 Покрупнее:










 

 ALPINE CDA-9812RB

 Заменяем все разделительные конденсаторы на Ничиконы ES:


 По питанию тоже немножко меняем (красные галки):


ОУ на фронт и тыл поставил AD823, на саб NE5532.

Обведено зеленым - это выпаяны разделительные на внутренний УМ.

По питанию некоторые конденсаторы заблокировал керамикой:


Схема:

 

 

HYUNDAI MOBIS A-200SLSWK

Задача: немного доработать  по питанию, вывести линейные выхода и вывести Remote для усилителя.






Звук рождается в процессоре SAF7741.
Выходной УМ сделан на TB2926AHQ. 
Голова может включаться по ключу зажигания (АСС) или без ключа нажатием на ручку включения на передней панели (в этом случае включается таймер и ровно через 1 час голова автоматически выключится).

На пути сигнала от SAF7741 до УМ стоят два раза (обведены красными овалами)  керамические разделительные конденсаторы (по измерениям -  1,7 и 0,77 мкФ... возможно, что их номиналы -1,5 мкФ и 0,68 мкФ... а может и 2,2 и 1,0 мкФ).

Если кто желает просто улучшить качество звучания головы, то можно заменить отмеченные конденсаторы на более качественные и немного большие по номиналу. Конденсатор около УМ номиналом 4,7 мкФ лучше заменить на пленочный и номинал его выбирать в зависимости от установленного номинала разделительных конденсаторов (это все описано в даташите).
За аналоговое питание ЦАПов отвечают только два конденсатора, отмеченные галками около процессора SAF7741, всё остальное - это чисто цифровое питание:





Предварительный усилитель PreAmplifier 4K-13MP Rel Mute  закрепляем на CD приводе:



В голове используется мультирегулятор напряжения TDA3683J с мощными ключами, которые включаются  от зажигания или от других внешних команд и т.п.
Так как голова может включаться/выключаться как по команде АСС, так и от ручки включения, то в качестве команды включения предусилителя и формирования команды Remote будем использовать +12 вольт, которые появляются на 3 ноге TDA3683J после любого включения. Там может быть нагрузка до 3 ампер, так что проблемы из-за дополнительных 0,1 ампера не будет.
Сам мультирегулятор TDA3683J греется неслабо (левый боковой радиатор головы), но это его нормальное состояние. 
Усилитель TB2926AHQ в холостом режиме потребляет всего 120-150  мА, поэтому задний радиатор даже не теплый. Я его отключать не буду, так как мне нужна команда Mute...  если кому-то такая команда при выводе линейных выходов не нужна - можно 4 ногу усилителя присадить на землю через резистор, чтобы усилитель все время находился в режиме стандбай.


Чтобы выходная команда Remote была четкой и пропадала сразу после выключения головы (если брать напрямую с 3 ноги, то там есть разрядка емкостей головы, которая длится  2-3 секунды), подаю +12 вольт с 3 ноги TDA3683J на обмотку реле BP-12 и далее через контакты реле, диод 4148 и резистор 200 Ом на выход.
Логика получилась такая: Вкл, Rem подается на усилитель, включается предварительный усилитель. Через 2 секунды появляется Mute, отпускают релюшки Mute, усилитель включается.
Выкл. Сразу по команде Mute релюшки закорачивают сигнальные на землю и и пропадает Rem, усилитель отключается и через 1 сек выключается предварительный усилитель.
Само реле устанавливаю на маленькой платке и закрепляю в подходящем месте:



Конденсаторы, отмеченные красными галками стоят в фильтре аналогового питании ЦАПов SAF7741 (41 и 42 нога), поэтому имеет смысл их заменить на хорошие, чтобы уменьшить наводки в этом месте до минимума. 
Остальные все электролитические конденсаторы в голове стоят в цифровом питании и менять их особого смысла нет.

Припаиваем жгутик выходных аудиосигналов тыла и фронта. Землю берем ближайшую совсем рядом.
Максимальный уровень сигналов выхода фронта - 0,72 вольта RMS, уровень выхода тыла - 0,4 вольта RMS.
Так как в голове регулировки тембров в плюс имеют достаточно большую возможность подъема частот, поэтому максимальный уровень выходного сигнала устанавливаю на уровне 3,2 вольт RMS (сам  предусилитель имеет возможность иметь на выходе до 5 вольт RMS).
Предусилитель фронта ставлю в усиление примерно 4,5 раза, а предусилитель тыла в усиление примерно 8 раз.






Вот так все выглядит в сборе (но пока без заднего радиатора).




В заднем радиаторе, примерно посередине, просверлены 4 отверстия диаметром 6,5 мм, через которые и выведены кабеля линейных выходов.
Владелец головы указал, что именно так лучше и длина выводов с RCA мамами должна быть примерно 30 см.














Примечания:
1. Распиновка разъемов головы:














Штатная магнитола Mazda 6 Silver - Android - CA-FI Basic  

(Ca-Fi BS801000-6203C)

 

Описание и краткие технические характеристики магнитолы: http://autopc.com.ua

Всё как обычно... - в общем настоящая мультимедийная голова.
Звук хоть и размазанный по сцене, а сама сцена узкая, но пять КИЗ ещё можно определить.. правда все очень по высоте низко,... просматривается только второй эшелон в глубину, дальше все скомкано и так и остается на втором ( по моей методике измерений глубина была от 3,5 до 5,5 единиц).
Басов как таковых нет, сплошной бубняк.. на слух вниз четко отыгрывает в лучшем случае до 90Гц, а если добавить НЧ, то басы становятся гудяще-горбяще-бубнящими,....  эквалайзер вроде что-то и регулирует, но звук лучше не становится.... если добавить эквалайзером ВЧ - они становятся именно резкими и противными. 


Про установку Ca-Fi, разные вопросы по комплектации, замене ПО и эксплуатации:
http://mazda6.ru/m/viewtopic.php?f=109&t=75484

На всякий случай еще раз напомню про неправильный перевод в меню головы:
Левый столбик - это не "НЧ", а "сабвуфер"
Правый столбик - это не "ВЧ" а "усиление звука"

Обратная сторона главной платы головы:



Для начала посмотрим откуда рождается звук в CD приводе.
Там стоит 128 пиновый чип SunPlus  SPHE8202... понятно, хай тэчь кар двд. Единственно, что тут можно сделать - присадить на аналоговое питание ЦАПов (63 нога) дополнительный хороший конденсатор.



Далее смотрим на главную плату чем-же коммутируются источники и регулируются тембра, громкость и др. параметры звука.
Звук обрабатывается в аудиопроцессоре TDA7415C.









Какие-же разделительные конденсаторы стоят на выходе линейных выходов?
Конденсаторы С16,С17, С18, С20  - номиналом 1,0 мкФ, конденсаторы С22 и С25 - номиналом 2,0 мкФ.  
Понятно, при разделительном конденсаторе 1,0 мкФ, входном сопротивлении усилителя 10 кОм - частота среза снизу будет 16 Гц.. так что все четко соответствует расчетам.Grust

Схемы, естественно, у меня нет, поэтому буду действовать согласно даташита на TDA7415C и тех схем ресиверов, где стоит такой аудиопроцессор.
Для начала меняю выходные разделительные конденсаторы на линейные выхода на 10 мкФ, остальные на 1,0  и 4,7 мкФ.
Перед этим два конденсатора C24 и С26 меняю на 47 нФ (стояли на 100 нФ).. здесь я не совсем уверен насколько можно снижать емкость, но то, что если поставить 1 мкФ, то срезаются напрочь все ВЧ - это факт:

Вот уже уже почти все конденсаторы заменил (малогабаритные Hitano) С241, 242, 235, 237 (1,0 мкФ), С190 и 192 (4,7 мкФ), С16,С17, С18, С20, С22 и С25 (10,0 мкФ)
На 61 и 62 ноги (С81 и С82) поставил пленку 120 нФ.. вроде как эти входа обычно бывают для  CD привода:
 

Сверху платы поменял конденсаторы по питанию TDA7415C и др.:

После прогрева начинаем слушать. 

Появились низкие частоты, на слух теперь слышно от 50 Гц, поэтому теперь можно подсоединять и сабвуфер.
Глубина сцены стала от 5 до 8 единиц! То есть сцена поднялась и теперь голос не будет идти из под торпеды.
Ширина сцены тоже увеличилась, но не намного - процентов на 5, не больше.
Появились некоторые послезвучия, высокие теперь совершенно не режут слух, звучание стало в целом комфортное, даже с некоторыми претензиями на хай-фай.
Для первого заглядывая в голову и того, что я сделал и описал выше - этого  вполне предостаточно: улучшения в звуке налицо, особенно по сравнению с тем, что было.

Попутно обнаружено, что болтается разъем USB на передней панели - там была банальная холодная пайка (и вообще тут неудачный конструктив припайки платки разъема к основной плате передней панели), а за провалившемся вовнутрь стеклышком, типа для инфракрасного приемника, - совершенно пусто и оно просто изнутри приклеено черным скотчем.

По улучшению звука при работе от встроенного УМ - такой задачи не ставилось, но  теперь понятно, что нужно еще сделать с входными и др. цепями встроенного УМ.



В целом эта голова понравилась - запускается недолго, работает в меру быстро, особо не задумывается, управление интуитивно-понятное, управление четкое, экран прекрасный, все хорошо видно, картинка качественная. Жалко, что звук остался на последнем месте.

Вот такие мы, мультимедийные головы. Grust
31.12.2014 г.





Магнитола CD 40 USB.

Как это уже принято в современном штатном мире - в голове для звукоизвлечения стоит аудиопроцессор SAF7741. 
Получается, что CD40 уже изначально звучит чуть лучше, чем CD30.
На обратной стороне платы нет никаких радиодеталей, то есть все они размещены на верхней части платы.

Задача - вывести линейные выводы.

В общем-то изначально все казалось безоблачным и простым.
Ясно откуда брать сигналы, откуда брать питание для предусилителя.

И вот все-бы хорошо, но получается, что при выключении магнитолы в линейных сигналах взятых непосредственно с SAF7741, проскакивает среднего уровня пук (щелчок).. значит митирование сигналов делается только в УМ.
Все напряжения (после нажатия Выкл) с преобразователей пропадают примерно через 15 секунд.... усилитель мощности управляется по цифровой шине.. в результате поисков я не нашел на плате ни одной аналоговой команды, которая появлялась бы сразу после нажатия Выкл.
Самое быстрое, что можно было-бы использовать для срабатывая релюшек Mute в предусилителе - это напряжение на выходах УМ. При нажатии кнопку Выкл, видимо вначале по цифровой шине проходит команда Mute и затем сразу-же Stb (STANDBY)... но и в этом случае небольшой пук остается.
Предусилитель я использовал PreAmplifier 4K-12MP Rel Mute.

Сам предусилитель крепим к верхней крышке.
  
Примечания:
1.




CV-VM42F4JM.


Задача: вывести линейки.. маленькие предусилители у меня закончились, поэтому выводим без предусилителя.

Источник звука в голове аудиопроцессор SAF7741.
В голове уже были выведены фронты, но так как не трогались и остались стоковые разделительные конденсаторы, делители.. звук был тихий и нервный.

Вместо С3026  и т. далее ставим 10-22 мкФ, все делители после митовских ключиков сдуваем и напрямую 0 перемычкой к выпаянным конденсаторам С3036..37 и т. далее, вместо которых устанавливаем резисторы 10-100 Ом.
Припаиваем проводки на первые ламельки выпаянных конденсаторов, которые были как разделительные для УМ, землю берем рядом.


Вот так выглядит нижняя плата:


Примечания.
1. Сигнал на выходе 1 вольт RMS, поэтому инсталляторщикам придется предусмотреть все меры, чтобы не было наводок.
2.



RCD510USBRVC  DELPHI 

(3AD035190A)


Задача: немного улучшить звук.

Слушаем: глубина только два эшелона (5-6 ед.), 3 и 4 эшелоны скомканы и остаются на уровне второго, в таких случаях говорят - сцена совершенно плоская.  Но хорошо хоть сцена не начинается с 3-4 единиц, иначе вообще в ногах играло бы.
Ширина сцены на 1 эшелоне еще нормальная, а дальше очень сильно сужается, на 4 эшелоне практически в точку. Послезвучий нет, пространства нет, середина глухая, высоких нет, бас и так противный и грязный, а при добавлении тембрами становится просто гудящим и невыносимым... остальное даже нет смысла описывать, так как все звучит не так как нужно.

Разбираем голову.. на главной плате RCD510 очень мало деталей:

Аудиопроцессор SAF7741, усилитель мощности 09395699 от STMicroelectronics
Сигналы фронта и тыла выходят с SAF7741 и напрямую (без крутых LPF, в каналах стоят только по 3,3 nF и резистивный делитель) поступают в УМ... УМ включен четко по даташиту - разделительные емкости 220 nF(желтый овал), на 10 ноге (SVR )- 10 мкФ (красный), на 16 ноге (AC  GND)  -  1 мкФ (синий)... и как видно - это все керамика, значит их и будем менять:

Единственно, есть какое-то отличие от даташита  в соединении земляной ноги конденсатора на 16 ноге (AC GND)  УМ и землей SAF7741.

Перепаиваем конденсаторы:


Также меняем еще пару конденсаторов (установлены Hitano ERS471M0JB и Hitano EXR103M16B)  на главной плате головы:


Закрепляем установленные конденсаторы термоклеем, собираем и слушаем.

Появилась глубина (5-6-7-8 единиц), ширина в 3 и 4 эшелона несколько сужена, появились нормальные верха, низы... уже можно слушать и не нервничать.


Примечания:
1. УМ ST 09395699 - можно менять на TDA7564B, TDA7561, TDA7566
2. Конденсатор, устанавливаемый около SAF7741 - больше/выше 8 мм поставить не получится, так как над ним стоит дополнительная плата. И желательно там ставить именно твердотельные конденсаторы.
3. Надо будет попробовать разместить хоть пару разделительных конденсаторов с обратной стороны платы.. вроде как там есть такая возможность.




VW-3C8035195F

RCD510 BOSCH


Задача: немного улучшить звук, посмотреть на цепи AUX и вывести ремоут.


Слушаем: глубина только три эшелона (5-6-7 ед.), 4 эшелон скомкан и остается на уровне третьего. Есть басы, даже середина... в целом звучит гораздо лучше, чем RCD510 DELPHI.

Разбираем голову... на плате очень много всяких деталюшек.


Ищем источник звука. 
Сделан он на микросхеме от ST 8928908812 BBG, то есть здесь стоит точно такой-же аудиопроцессор, как и в RCD310 и усилитель мощности значит тоже  TDA7564B.


Ищем входные цепи УМ и AUX и смотрим что там стоит.


устанавливаем новые конденсаторы у УМ и AUX:


И около АП:


Ищем ремоут. Все цепи питания, что находятся на главной плате отключаются после нажатия кнопки Выкл через 10-15 секунд. Значит надо искать сигнал для ремоута на передней панели.
Находим.... и припаиваемся к стоку мосфета BSP171, который подает питание на инвертор экрана. Этот мосфет четко включается и выключается при нажатии кнопки Выкл.


Отсюда-же берем землю и припаиваемся к катушке маленького реле типа IM06 на 12 вольт.
На контакты реле 12 вольт берем прямо со входа питания головы и через ограничивающий резистор 200 Ом выводим проводок наружу - вот это и будет ремоут.
Маленькую платку с реле закрепляю на главной плате:


Примечания:
1.



Panasonic CQ-JS73F6AE 

Model № 86120-02F70

Штатная магнитола а/м TOYOTA COROLLA (2013-2015 г/в)

Задача: немного доработать и вывести линейные выхода.



На главной плате сердцем звука является микросхема MN103SH40QUB  - это ADC/DSP/DAC/USB Audiochip.

Выходные аудиосигналы фронта и тыла с MN103SH40QUB идут через два сдвоенных ОУ IC200 и IC300, которые выполняют функцию LPF и усиления сигналов:


Далее, после IC200 и 300, сигналы поступают на выходной усилитель мощности TB2929HQ. 
Как обычно, все разделительные конденсаторы - керамические SMD.

Немного измерений.
На нулевом треке 1 кГц  выходной сигнал с MN103SH40QUB:
фронт - 0,429 вольт RMS
тыл  - 0,268 вольт RMS.
Значит чтобы получить на выходе предварительного усилителя примерно 3-3,2 вольта RMS, нам надо усиливать сигнал фронта в 7,0-7,2 раза.
На УМ TB2929HQ сигнала Mute как такового нет - после включения головы на 22 ножке появляется 3,26 вольта и не изменяется при переключения режимов, треков и т.д..

Входа предварительного усилителя припаиваем к конденсаторам C200, 201, 300, 301, землю берем рядом (зеленый проводок):


Предварительный усилитель располагаем вот таким образом:


В этой доработке применен предварительный усилитель MP2015/24.
Операционный усилитель OPA4134, разделительные конденсаторы Elna..  и т.д.:



Общий вид собранной головы сзади:


По звуку:
По фронту - идет полная полоса с подрезкой снизу на уровне 50-60 Гц.
Тыл - по низу распущен до ФИНЧ, сверху...  на слух как-то волнисто зарезан начиная с 4-5 кГц. 
Приемник FM - звук на тройку с минусом.
Сейчас голова звучит не хуже, чем так называемые "штатные" мультимедийные головы, кои сейчас продаются практически для каждого автомобиля.

При включении/выключении головы ручкой на передней панели никаких пуков нет.
При выключении головы по АСС - пуков нет, при включении по АСС - пук есть, но он закроется задержкой в усилителе.

Примечания.
1. В предваре  усиление сделал 7,25 раз (100 кОм и 16 кОм).

2. Про сам предварительный усилитель MP2015/24.


04.02.2016

Продолжение будет уже в части № 3.

Mazda, Halin.

 






50 комментариев:

  1. Здравствуйте! С Вашей помощью скорректировал звук RCD-510 Бош. Работа была непростой, всё очень мелкое, без лупы вообще бы не смог. Применил китайские жёлтые плёночные полипропиленовые конденсаторы MKP 0,47 мкФ x 275 В. Результат просто ошеломляющий! Аппарат зазвучал так, что стали слышны нотки, которые раньше не были слышны вовсе! Появилась сочность звучания, объём, а главное - пропали заметные на слух искажения, которые вносили керамические конденсаторы. Огромное Вам спасибо! И успехов во всём!

    ОтветитьУдалить
  2. Привет! :)
    Взаимно всех благ и удачи!

    ОтветитьУдалить
  3. Добрый день.
    Твикнете мне RCD 310 по звучанию?
    Также буду признателен за совет по замене штатных мидов? Например на Audio System AS-165C, 3 омные

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день.
      По моим планам - я вряд-ли раньше зимы освобожусь, да и далеко я. Могу что-то подсказать, если есть друг-радиолюбитель.
      По выбору акустики я не сильный спец... да и надо знать от чего будут работать миды. Если от штатной головы - то надо выбирать 4 омные с чувствительностью от 92 дБ и выше, мощностью от 25 Вт и выше и добротностью 0,6-0,65.

      Удалить
  4. Добрый день.
    Подскажите по RCD510 BOSCH
    Там на фото замена конденсаторов 4*0,47мкФ и рядом ещё впаян конденсатор на 1мкФ (4-е фото в теме).
    Не совсем понятно куда его надо впаивать. С паяльником то дружу, но "по схемам" - слабовато.
    И какие конденсаторы лучше ставить.

    ОтветитьУдалить
  5. В подобных усилителях есть 16 нога, которая называется AC_GND. На этой ноге должен стоять конденсатор примерно в 4 раза больше, чем на входе. То есть если на входе стоял конденсатор 0,22 мкФ, то на 16 ноге стоял 1 мкФ. Если мы установили 0,47, то на 16 ноге нужно ставить примерно 2 мкФ. Вот я и добавил к стоковому 1 мкФ еще 1 мкФ. Лучше ставить пленочные конденсаторы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо.
      По аналогии с 510 Delphi и Даташит примерно так и догадался. По фото только не понял, что 1,0 установлен параллельно.

      А не пробовали к RCD510 Bosch "прикрутить" навигацию?
      Есть два варианта. Для Delphi идёт просто плата видеоинтерфейса с навигацией (порядка 14 т.руб.), а вот для Bosch целая "коробка" (22 т. руб.) и это только видеоинтерфейс.
      Вот бы подсунуть для Bosch интерфейс с навигацией от Delphi... :)

      Удалить
    2. Так не пробовал.
      Была бы у меня такая голова, может и попробовал-бы.
      Но особой уверенности нет, что получилось бы.. я так думаю, что производитель заранее запланировал полную несовместимость.

      Удалить
  6. Здравствуйте, вопрос по RCD510 bosch, на третьей фотке в теме , рядом с конденсаторами обведенные красным стоит электролитический конденсатор, его тоже менять? И на какой номинал?

    ОтветитьУдалить
  7. Это конденсатор CVR (Supply Voltage Rejection) который стоит на 10 ноге, это собственно средняя точка (виртуальная земля)... если там стоит керамика, то лучше заменить на хороший электролит. Обычно там стоит 10 мкФ, можно ставить 47 мкФ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А металопленочные конденсаторы подойдут или нужны полипропиленновые пленочныепленочные?

      Удалить
  8. Если других не найти, то в любом случае они будут лучше, чем керамика.

    ОтветитьУдалить
  9. На другом сайте прочитал ваше мнение что звук у китайских VW Delphi/Desay и Bosch в целом идентичен, но даже на не изысканный слух можно различить более богатый и насыщенный низкими частотами звук у Bosch. Замечал и на RCD510 Delphi и у Deasy RCD 330. Это можно каким-то образом исправить?

    ОтветитьУдалить
  10. Я то такое заключение делал по звуку с линейных выходов. А если слушать с УМ, то тут играет роль как сам встроенный УМ так и акустика.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ответ. Я немного напутал и мнение про идентичность звучания я прочитал у пользователя Aborigena в ЖЖ.
      Решил пока попробовать доработать имеющуюся RCD310 Bosch. Разобрал её, посмотрел на плату и благодаря вашим инструкциям по RCD510 Bosch понял что делать, но возникла пара-тройка вопросов:
      1) Есть ли необходимость менять конденсаторы на AUX с учётом того что у меня к нему параллельно подключён MDI-модуль (если я правильно понял логику работы магнитолы)?
      2) На что влияет замена конденсаторов "около АП" (фото 5 в доработках RCD510 Bosch) и по каким признакам я могу их отыскать?
      3) На фото 4 помечен заменённый коненсатор на 0,33 мкФ (рядом с чёрным разъёмом), вы про него ничего не написали и я также хотел уточнить насчёт его назначения и необходимости замены.

      Удалить
  11. Привет!
    1. желательно менять, так как звук с модулей MDI поступает в голову именно через AUX.
    2. Даташита на АП я не нашел, а конденсаторы около него явно служат как для питания цифровой части, так и аналоговой части... наводки в питании там довольно большие, поэтому имело смысл установить низкоимпедансные электролиты.
    3. Это конденсатор стоит на фильтрации питания CD привода.. тут я его поменял на 330,- мкФ не столько, чтобы туда,... а больше, чтобы с CD привода наводки от моторчиков не пролазили на главную плату и далее в звук..

    ОтветитьУдалить
  12. Попробовали доработать RCD310 Bosch аналогично вашей схеме для RCD510 Bosch: заменили керамику на плёночные wima 0,47мкф на входе в усилитель и добавили 1мкф в параллель для AC GND, заменили керамику на wima 1мкф на aux + большой 3300 мкф на 10000 мкф.
    В результате пропали все средние и низкие частоты.
    Помогите советом, куда смотреть?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      Если это одинаково проявляется на всех каналах, то где-то общая ошибка... - возможно использованы конденсаторы не 0,47 мкФ, а 47 нФ (тогда объяснимо пропадание НЧ). Что написано на конденсаторах?
      Возможно, что заменены не разделительные конденсаторы, а блокировочные конденсаторы на входах УМ (блокировочные конденсаторы обычно имеют емкость 470- 4700 пФ), тогда объяснимо пропадание НЧ и СЧ.

      Удалить
    2. Забыл написать что все конденсаторы промеряли предварительно. Именно в микрофарадах, маркировка 470/250, красного цвета, новые.
      Выложил фото того что менял https://dl.dropboxusercontent.com/u/62744614/what%20to%20modify.jpg верхний ряд земля, нижний - сигнал.

      Удалить
    3. Конденсатор Wima номиналом 0,47 мкФ обычно маркируется в две строчки и в первой строчке должно быть написано 0,47.
      Если маркировка у Wima 470/250 без всяких букв через слеш - то это означает 470 пикофарад на 250 вольт, у других производителей - то это может быть и 47 пикофарад на 250 вольт.
      Также номинал 0,47 мкФ (470 нФ) маркируется как 474..

      Удалить
    4. Спасибо, похоже я и правда не те конденсаторы закупил, запутавшись в порядках и маркировке.

      И если я правильно понял, то на 10 ноге, виртуальной земле, стандартно стоитт 10мкф 25В и имеет его смысл заменить на 47мкф 25В?

      Удалить
  13. Да, это внешний конденсатор для средней точки предварительных каскадов УМ. Это улучшает усиление низких частот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо всё получилось.
      По ощущениям - повысилась детальность звучания, бас стал чётче.
      Но это всё для тех, кто может услышать разницу :)

      Удалить
    2. Но на самых низких частотах и на "быстром басу" стал появляться клиппинг :(

      Удалить
    3. Бывает и такое. Как правило, причина или в динамиках, или в нехватке питания для УМ. Если динамики остались штатные - то могут стукать катушками или просто захлебываться. Если проводка к голове осталась штатная, то возможно просто идет просадка по питанию... если проводку не трогать, то проблему можно немного замять установкой прямо около головы на питании конденсатор номиналом 47-470 тысяч мкФ.
      Есть еще вариант: очень часто в головах просто не согласован максимальный уровень сигнала, когда тембра выводятся на максимум... то есть если выкрутить тембр басов на максимум, то уже примерно начиная с 4/5 громкости, сигнал который поступает на УМ - тупо становится больше, чем нужно, и понятно, что происходит клипп.

      Удалить
    4. Мне очень стыдно, но похоже у меня просто задубели динамики от влажности и мороза, т.к. достаточно долго ездил без магнитолы.
      Или по какой-то другой неочевидной причине клиппинг пропал.
      После того как они "отогрелись" клиппинг остался в пределах "нормы" (как до апгрейда).

      Удалить
  14. Добрый день,
    Владею RCD510 Delphi, собрался переделать по вашей схеме, возник вопрос по УНЧ, во всех каталогах Вага прописано что эти магнитолы 4х20Вт, а это даже хуже TDA7561 которая 4х25. Как Вы думаете есть смысл (опыт) замены на TDA7564B ?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      Обычно в штатных магнитолах стоят УНЧ, которые питаются от 12 вольт. Теоретически от от таких усилителей при питании 12,4 вольт на 4 ома можно получить только 19,55 Вт RMS. И не больше. Реально, учитывая параметры внутренних транзисторов и искажения чтобы можно было слушать и не морщится - на выход выдается только 15-16 Вт. И не больше.
      Ясно, что если повысить напряжение до 18 вольт и динамики поставить 2 ома - усилитель выдаст больше мощности.
      http://cxem.net/sound/amps/amp130.php
      Замена TDA7561 на TDA7564B имеет смысл, так как при одинаковом напряжении питания и при одинаковых искажениях TDA7564B выдает большую мощность... или по другому - на одинаковых мощностях (по сравнению с TDA7561, TDA7566)TDA7564B в 3-4 раза меньше искажает сигнал.

      Удалить
  15. Спасибо за разъяснения Михаил, просто меня смутило отсутствие инфы по st0939569, кто-то зовет ее 7564В.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вряд-ли кто-то пытался измерять реальные параметры st0939569, чтобы понять какой из TDA7561, TDA7566 или TDA7564B она соответствует. Производитель головы вправе заказать именно для себя какую-то микросхему/деталь, а производитель микросхем/деталей вправе сделать её под заданные параметры, как хочешь промаркировать её и не выкладывать даташиты.
      Это не единственный случай по УМ, транзисторам, микросхемам, конденсаторам (с непонятной маркировкой и без даташита)- подобное нередко обнаруживается и в головах и в усилителях и т.д..
      На настоящий момент факт, что st0939569 можно менять только на TDA7561, TDA7566, TDA7564B (корпус Flexiwatt25 и именно эти УМ полностью управляются по шине I2C bus) и что TDA7564B лучше по звуку.
      Также Факт, что (из-за развитой диагностики в УМ) в случае проблемы с динамиками (короткое или обрыв), акустическими проводами (замыкание на массу)или в самой УМ - звука голова выдавать с аудиопроцессора не будет. Вот почему (в некоторых случаях), с такими головами при выводе линеек, приходится выхода УМ нагружать резисторами 50-60 Ом (5W), чтобы голова думала, что с динамиками все в порядке и давала добро на выход звука с аудиопроцессора.

      Удалить
  16. Добрый день. Решил улучшить звучание RCD 330+ Desay. Как Вы думаете на какой УМ можно поменять TDA 75610LV, который установлен в данной магнитоле? Даст ли улучшения замена на TDA7569BLV?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      Обычно, чтобы понять какой УМ будет лучше - смотрим на графики Distortion vs. output power (4 Ω, STD). При 20 Вт выходной мощности у TDA75610LV искажения 1%, а у TDA7569BLV искажения 0,3%.
      Можно сделать вывод, что DA75610LV будет звучать лучше и это будет слышно.

      Удалить
    2. Разве более низкий уровень искажения у TDA7569BLV не говорит о том,что этот УМ будет лучше?

      Удалить
    3. Ошибся.. "улетели" кавычки в слове лучше. :(
      Читаем в прямом смысле:
      Можно сделать вывод, что TDA7569BLV будет звучать лучше и это будет слышно.

      Удалить
  17. Добрый день, всё же не совсем понял к каким точкам припаевается конденсатор 1мкф, около 4-х по 0,47мкф на 4-м фото, если не трудно пометьте на фото, или объясните бестолковому! Заранее спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      На третьем фото эти конденсаторы обведены красными овалами.

      Удалить
    2. Я имел в виду конденсатор в 1мкф рядом с теми, что в красном овале, и не делали вы линейные выходы в RCD510 BOSCH, какой лучше предусилитель туда ставить. Спасибо за ваши труды.

      Удалить
    3. И ещё вопрос, пойдут ли вот такие конденсаторы в RCD510? ECW-FD2W474J4, FILM CAPACITOR, 0.47uF, 450V, 5%, RADIAL , других не найти.

      Удалить
    4. Я то сверху считал фотки. Если речь о RCD510, то конденсатор 1 мкФ я добавил параллельно четырем конденсаторам 0.47, которые обведены синим овалом.
      По идее эти конденсаторы подойдут.. в таких случаях больше играет конструктив - и габариты и диаметр выводов (выводы должны быть тонкими и гибкими, чтобы при изгибе они не вырвали площадки, к которым они будут припаяны.
      Линейки с RCD510 BOSCH не выводил, но эта голова ничем не отличается от все других, поэтому можно ставить любой подходящий предусилитель.

      Удалить
  18. Здравствуйте!
    Подскажите пожалуйста, стоит ли убирать данную цепочку или она особо не режет звук? Или, как вы описывали выше, достаточно увеличить номиналы С1 и С3? (по моей схеме)
    http://www.picshare.ru/uploads/170820/T0q9hT786Q.jpg
    Магнитола Hyundai, процессор SAF7741, усилитель TB2926AHQ (сейчас заменена на PAL007)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет!
      Теоретически данная цепочка (LPF) сделана правильно: общее подавление -2 дБ, полоса пропускания по -3 ДБ: от 2 Гц до 37 кГц.
      Другой вопрос - качество разделительных конденсаторов С1 и С3.
      Ну, и если низы и зарезаны с низу, то это делает DSP в SAF7741... тут уже ничего не сделаешь.

      Удалить
  19. Спасибо, что не оставили без внимания.
    Я поначалу совсем отключил эту цепочку, теперь, при замене усилителя вернул все на место.
    При замене С1 и С3 на пленочные в данном случае нужно придерживаться их номиналов? В даташитах везде 0,22 - 0,47, а тут такая емкость...

    ОтветитьУдалить
  20. Да, надо придерживаться, так как эти емкости участвуют в нескольких звеньях этого фильтра и это считается сложнее. Даже если бы эти емкости стояли друг за другом без всяких других элементов, то при 3 и 1,3 мкФ последовательно их емкость будет равна 0,9 мкФ

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте, Михаил!
    Спасибо за интересную информацию!
    Подскажите пожалуйста, какого номинального напряжения должны быть устанавливаемые конденсаторы магнитолах RCD - 510. 16 Вольт ведь должно хватить?
    С уважением, Алексей!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет, Алексей!
      Действительно, 16 вольт должно хватить.
      Но чем больше номинальное напряжение у конденсатора, тем меньше его внутреннее сопротивление и тем эффективнее конденсатор уничтожает наводки. Также выше надежность (больше время наработки на отказ).
      Поэтому лучше, если позволяют габариты, применять конденсаторы на 25, 35, а для маленьких емкостей в 1-4,7 мкФ - на 50 вольт.

      Удалить
    2. Большое спасибо за ответ!

      Удалить
  22. Здравствуйте! Михаил нет ли у вас схемы на HYUNDAI MOBIS A-200SLSWK

    ОтветитьУдалить
  23. Михаил здравствуйте. Переделал HYUNDAI MOBIS A-200SLSWK. Заменил выходной усилитель и вывел линейники. Не могли бы вы хотя бы от руки накидать схемку использования сигналов rem и mute в вашем проекте. По тексту понять не могу. Не получается убрать "пук" при снятии ACC/выключении. Спасибо.

    ОтветитьУдалить